Это как раз тот случай, когда после матча остается послевкусие несправедливости.
Солнечный, улыбающийся «Атлетико», для которого футбол – это игра, и хмурый, застегнутый на все пуговицы «Рубин», вышедший выполнять тяжелую нелюбимую работу. За кого будете болеть вы? Это риторический вопрос, и у нас нет выбора. В Лиге Европы остается «Рубин», который все оставшиеся домашние матчи турнира будет проводить в Москве, потому что даже не заявил на турнир свой родной стадион в Казани.
А «Атлетико» и Фалькао к нам больше не поедут, и от этого в морозных «Лужниках» было грустно. «Атлетико» — вообще необычный клуб, делающий все, чтобы влюбить в себя. Одна из его фишек, к примеру, — рекламные ролики. Это уникальное явление не только для Испании, а и для мирового футбола. Каждое лето «матрасники» снимают новый трех-пятиминутный фильм, и он тут же разлетается по соцсетям. Идея таких роликов была рождена, когда «Атлетико» переживал один из грустных периодов в истории и прозябал во втором дивизионе. Болельщики перестали ходить на футбол и, чтобы вернуть их, клуб придумал снимать маленькие трех-пятиминутные эмоциональные истории из жизни своих поклонников.
— Почему мы болеем за «Атлетико»? – спрашивает в одном из них мальчик своего папу. А тому нечего ответить. Клуб играет не в элитном дивизионе, но сердцу не прикажешь. За «Атлетико» болел его отец, болел дед… И на экране текст: «Есть вещи, которые сложно передать словами».
У «Рубина» в «Лужниках» было такое мизерное количество людей на трибунах, что и спросить то некому и некого. И это словами передать еще труднее.
Генеральный спонсор «Атлетико» — целая страна, но это не госбюджет Испании. На футболках игроков красуется надпись «Азербайджан – страна огней». Это не очень-то нравится фанатам «матрасников»: какое-то время у команды не было титульного спонсора, и в этот период футболки «Атлетико» считались самыми красивыми. Но контракт с Азербайджаном — это 25 миллионов из тех 120-ти, из которых состоит годовой бюджет клуба. Большая статья доходов только от ТВ-трансляций – 45 миллионов. Это намного меньше, чем у «Реала» и «Барселоны», что не может не расстраивать руководство «Атлетико».
Мадридский клуб вообще-то не очень типичен для Испании по своей организации, где большинство команд — закрытые акционерные общества. «Атлетико» — ОАО, но контрольный пакет принадлежит одной фамилии. 50 процентов – лично президенту Энрике Серезо Торресу, 45 процентов – членам его семьи, а еще 5 процентов – 22 тысячам болельщиков, членам клуба, которые платят взносы. Всего у «Атлетико» 711 фанклубов по всему миру.
Все эти цифры об «Атлетико» блондинка Мария Тереза Сириви, которая занимает не самый великий пост в иерархии клуба, выдает студентам бизнес-школы RMA без запинки. Теперь попробуйте спросить о чем-то подобном «Рубин». Вам не ответит никто – ни президент, ни гендиректор, ни главный тренер Курбан Бердыев.
— Я ребятам искренне благодарен за то, что прошли «Атлетико». Были ситуации когда они играли не на своих позициях, — произнес Бердыев, например, после вчерашенго исторического матча в «Лужниках» и тяжело вздохнул. Если кто-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь соберется проводить турнир по трагичности тренерских вздохов, Курбан Бердыев на нем будет председателем жюри. И после каждого такого выступления главного тренера «Рубина» уверенность, что футболисты и их наставники – самые несчастные на свете люди, растет и крепнет.
Один из самых успешных роликов у «Атлетико» появился в 2002-м году, когда команда вернулась в элитный испанский дивизион. В роли автора идеи и главного героя снялся аргентинский голкипер «матрасников» Эрман Бургос, за длинные руки получивший прозвище Mono (Обезьяна). Он теперь — один из тренеров «Атлетико». А сам клип – едва ли не самый популярный у «матрасников». Но если клуб решится грядущим летом снять ролик про Фалькао, он наверняка установит новый рекорд просмотров.
Колумбийский форвард – главная ударная сила «Атлетико», в Мадрид перебрался в 2011-м за 40 миллионов евро из «Порту», где действовал в связке с бразильцем Халком. Фалькао тоже мог оказаться в России, но «Атлетико» нашел в себе силы отказаться от 70 млн. евро «Анжи».
Каждую секунду матча Фалькао на прицеле телекамер. И даже на тренировках партнеры по команде отходят от него в стороны, чтобы не загораживать вида стае хищно щелкающих заторами испанских фотографов.
Фалькао при этом держался так спокойно и дружелюбно, словно он не третий футболист мира после Месси и Роналду. Теперь попробуйте подойти к любому футболисту «Рубина». Если при вас он хотя бы на секунду перестанет жевать пирожок – считайте вам повезло пообщаться со звездой.
Хотя колумбийский нападающий и главная звезда «Атлетико», но в клубе гордятся, прежде всего, своими воспитанниками. Спортивная философия мадридцев такова, что клуб предпочитает не тратить огромные деньги на суперзвезд, как «Барса» и «Реал», а открывает академии в различных странах мира. Академии «Атлетико» есть в 34 странах мира, а главными футбольными центрами «матрасников» являются Китай, Азия и Южная Америка. «В составе «Атлетико» 50-60 процентов игроков, прошедших через нашу академию. Они всегда максимально выкладываются на тренировках, никогда не щадят себя в матчах, их очень любят в городе», — нотки обожания в голосе чувствуются даже Марии Тереза Сириви.
90 процентов игроков стартового состава «Рубина» — легионеры, половина из них не говорит по-русски. Обожать там казанцам некого. Потому новый стадион, который «Рубину» достанется от Универсиады, наверняка, останется пустым и на следующий сезон, дойди команда Курбана Бердыева даже до финала Лиги Европы.
В следующем году «Атлетико» тоже собирается переехать на новую арену «Эстадио де Мадрид». И все 70 тысяч мест на ней, наверняка, будут заполнены. На месте старого стадиона – «Висенте Кальдерон» отстроят жилые дома и офисные помещения, которыми будет владеть клуб. А в центре этого квартала появится памятник, который будет символизировать историю «Атлетико».
В этой 110-летней истории есть странички про завоеванные Кубки УЕФА, про два миллиона болельщиков, про красно-белые футболки, сшитые в начале века из ткани для матрасов, а так же про Уго Санчеса, Бернда Шустера, Паулу Футре, Фернандо Торреса, Серхио Агуэро, Давида Де Хеа, и Радамеля Фалькао.
В истории «Рубина» одной из самых ярких страниц будет победа над «Атлетико». И пока в Казани не будет ярких роликов, приносящих успех маркетинговых идей, вызывающих симпатию кумиров, прозрачных финансов и игроков из академии, в которую вкладывают душу и деньги, и благодаря всему этому заполненных трибун, победы «Рубина», как и любого российского клуба, так и останутся приятными, но достаточно случайными и для города и для страны.